7 главных вопросов о диспансерном наблюдении
Что такое диспансерное наблюдение и как оно проводится?
Диспансерное наблюдение – это необходимое периодическое обследование пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, а также находящихся в восстановительном периоде после перенесённых острых заболеваний. Диспансерное наблюдение проводится для своевременного выявления или предупреждения осложнений и обострений заболеваний, их профилактики, а также для эффективной реабилитации после перенесённых заболеваний.
При каких заболеваниях устанавливается диспансерное наблюдение?
Диспансерному наблюдению подлежат граждане, стоящие на учёте у какого-либо медицинского специалиста из-за состояния своего здоровья. В соответствии с показателями здоровья на диспансерный учёт ставятся лица:
с определёнными хроническими заболеваниями (неинфекционными и инфекционными);
с высоким риском развития заболеваний, приводящих к инвалидности и смерти;
перенёсшие тяжёлые болезни и нуждающиеся в реабилитации;
страдающие функциональными расстройствами.
Медицинский работник обязан информировать граждан, находящихся на учёте, о порядке и периодичности диспансерного наблюдения, а также проводить диспансерный приём на дому, если гражданин не в состоянии сам посетить медицинскую организацию.
Пристальному вниманию врачей подлежат те, кто страдает хроническими неинфекционными заболеваниями, являющимися основной причиной смертности.
К этой группе заболеваний относятся болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, сахарный диабет 2-го типа, хронические болезни органов дыхания.
Какие врачи проводят диспансерное наблюдение?
Диспансерное наблюдение осуществляется в поликлинике по месту прикрепления врачом-терапевтом и врачами-специалистами (невролог, кардиолог, гастроэнтеролог, онколог, аллерголог, эндокринолог, акушер-гинеколог, ревматолог, нефролог, пульмонолог и др.), а также фельдшером отделения медицинской профилактики или центра здоровья, фельдшером или акушером фельдшерско-акушерского пункта.
На каждом приёме врач оценивает состояние пациента, назначает необходимые обследования и проводит краткое профилактическое консультирование. Также уточняется диагноз и при необходимости проводится коррекция лечения.
Врач также обучает пациента навыкам контроля за своим состоянием и действиям, которые он должен предпринять в случае возникновения угрожающего жизни состояния.
Сколько длится диспансерное наблюдение и как часто нужно приходить на приём?
Периодичность диспансерных приёмов определена приказом Минздрава Российской Федерации и зависит от заболевания, которым страдает пациент. В среднем это 2-3 раза в год. Например, пожизненное наблюдение устанавливается при сердечно-сосудистых заболеваниях (периодичность приёма – не реже двух раз в год), предиабете (не реже раза в год), рецидивирующем и хроническом бронхите (раз в год), бронхиальной астме (1-3 раза в год), хронической болезни почек (4 раза в год). Пациентам, страдающим язвой желудка, также пожизненно нужно проходить осмотр раз в полгода, а при язве двенадцатиперстной кишки достаточно наблюдаться раз в год в течение пяти лет с момента последнего обострения.
Как пациент должен узнать, что ему нужно пройти диспансерное наблюдение?
О необходимости прохождения диспансерного наблюдения застрахованных лиц информируют медицинские работники и представители страховых медицинских организаций (посредством смс-сообщения или телефонного обзвона).
Диспансерное наблюдение для пациентов по полису ОМС проводится бесплатно?
Финансовое обеспечение профилактических мероприятий (диспансеризации, профилактического медицинского осмотра, диспансерного наблюдения) осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Куда обращаться пациенту если диспансерное наблюдение не проводится?
За разъяснениями и консультациями по вопросам прохождения профилактических мероприятий (в т.ч. диспансерного наблюдения), можно обращаться к страховым представителям по телефонам контакт-центров страховых медицинских организаций:
Ханты-Мансийский филиал ООО "АльфаСтрахование - ОМС"
Телефон круглосуточной «горячей линии»: 8-800-555-10-01
Филиал ООО "Капитал МС" в ХМАО-Югре
Телефон круглосуточной «горячей линии»: 8-800-302-06-89
Югорский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Телефон круглосуточной «горячей линии»: 8-800-100-07-02
Страховые представители (сотрудники страховых медицинских организаций) не только информируют застрахованных лиц о прохождении профилактических мероприятий, но и выясняют причины, по которым они не пройдены, информируют повторно. Страховые представители также контролируют оказание медицинской помощи и информируют о необходимости постановки на диспансерный учёт, отслеживают ведение диспансерного наблюдения в случае наличия онкологических, сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний. Основная задача страховых представителей в части контроля диспансерного наблюдения – снизить риск осложнений, взаимодействуя с пациентом и помогая врачу.
Приверженность лечению и регулярное посещение пациентом поликлиники для прохождения диспансерных приёмов позволяют значительно снизить риск развития осложнений и обострения заболеваний!
29 марта 2021 г. 11:18