25 лет Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Югры
В 1993 году, малым советом народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа, был создан Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования.
Учитывая то, что нормативными документами, регулирующими отношения субъектов обязательного медицинского страхования, на тот момент, не были регламентированы все виды деятельности, направленной на становление и развитие системы ОМС на территории Российской Федерации, Ханты-Мансийский ОФОМС вынужден был создавать нормативную базу самостоятельно. В конце 1993 года были созданы документы, позволяющие осуществлять:
Выдачу временного разрешения страховым медицинским компаниям на проведение обязательного медицинского страхования на территории Ханты-Мансийского округа. После утверждения порядка выдачи лицензии на осуществление ОМС, на федеральном уровне, «временные разрешения» были отменены.
Выдачу гражданам, застрахованным по ОМС, Страховых карточек. После появления утвержденной формы полиса ОМС, страховые карточки также были отменены.
В середине девяностых годов, во времена не стабильных и не регулярных платежей за неработающее население, для расчёта с медицинскими организациями, Ханты-Мансийским ОФОМС, временно была внедрена «вексельная политика». Ханты-Мансийский ОФОМС, единственный в России, начал выпускать свой собственный вексель. То есть, часть счета медицинских организаций оплачивалась деньгами, а часть векселями. Учитывая то, что вексель был ликвидным, его принимали к оплате все организации, работающие с медицинскими учреждениями. В результате взаиморасчетов вексель оказывался в администрации округа, которая представляла его в ОФОМС для списания части долга по платежам за неработающее население. То есть, все держатели этой ценной бумаги, производили взаиморасчеты с помощью векселя, так как живые деньги в то время были в дефиците. Цель была достигнута: пройдя по кругу, вексель аннулировался. Этой необходимой, в тот период становления системы ОМС, «временной» политикой, был разорван порочный круг систематических неплатежей за неработающее население. После нормализации экономической обстановки в стране, вексельная политика была прекращена.
Также, в середине девяностых годов, на территории Ханты-Мансийского автономного округа, впервые в России, в качестве эксперимента, была введена в оборот «личная карточка медицинского страхования». Это карта, с магнитной полосой, подобная современной банковской карте (пластиковый полис обязательного медицинского страхования). Первым городом, в котором появились такие карточки, был город Когалым. Считывающие устройства были установлены в одной медицинской организации, карточки выдавала одна страховая медицинская организация. Карточки успешно проработали на территории округа несколько лет, но из-за невозможности определения юридического статуса, невозможности предъявлять наш «пластиковый полис» вне территории округа (на территории округа карточки принимались во всех медицинских организациях, функционирующих в системе ОМС), такую форму страхового медицинского полиса пришлось отменить.
Если в 1993 году было заложено методическое начало ОМС, то в 1994 году дан старт практической реализации реформы. 1 июня 1994 года система обязательного медицинского страхования начала свою работу на территории Югры. Из фонда началось финансирование медицинской помощи через страховые медицинские организации, которые, в свою очередь, начали осуществлять контроль объемов и качества медицинской помощи, защищать права застрахованных.
В 1996 году на территории округа было положено начало созданию информационной инфраструктуры здравоохранения и ОМС.
С 2001 года лечебно-профилактические учреждения всех типов финансировались по простым медицинским услугам. Их доходы стали напрямую зависеть от количества простых медицинских услуг по каждому случаю лечения, причем предельного лимита финансирования за ту или иную болезнь не было.
С 2006 года на территории Югры для субъектов ОМС на основе протоколов ведения больных и КЭС были разработаны тарифы оказания медицинской помощи (ТОМП), под которыми понималась усредненная, совокупная стоимость определенного законченного случая медицинской помощи в поликлинике или стационаре, что по сути соответствует применяемым в настоящее время КСГ.
2013 год был отмечен чередой важных событий в сфере государственной социальной политики, прежде всего серьезными, ответственными решениями, направленными на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Переход на одноканальное финансирование выявил ряд объективных проблем, зоны неэффективного использования ресурсов медицинских организаций и обозначил пути их решения. Применение эффективных способов оплаты медицинской помощи в субъекте, например, подушевого принципа финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, создало дополнительные стимулы для профилактических мероприятий в первичном звене. Повысилась самостоятельность и ответственность руководителей медицинских организаций в части планирования и расходования средств, появилась мотивация для сокращения неэффективных и нерациональных расходов, что сопровождалось реорганизацией и оптимизацией, при одновременном сохранении «сельской» сети медицинских организаций, что было особенно важно в северных условиях региона.
В настоящее время, в системе ОМС функционирует 122 медицинских организаций, из них 45 частной формы собственности. В структуру ТФОМС Югры входят 16 отделов, 5 филиалов. На территории автономного округа осуществляют свою деятельность 3 филиала страховых медицинских организаций.
2017 год является переходным для субъекта на федеральную модель оплаты оказанной медицинской помощи. Тарифная система ОМС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ориентирована на сохранение финансовой устойчивости и развитие прежде всего первичной медицинско-санитарной, высокотехнологической помощи. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, один из немногих субъектов Российской Федерации в котором предусмотрен межбюджетный трансферт из бюджета субъекта на дополнительное финансовое обеспечение реализации ТП ОМС в пределах базовой программы ОМС, который позволяет учитывать региональные особенности организации системы здравоохранения и оплаты медицинской помощи в системе ОМС. Применение современных способов оплаты стимулируют экономическую заинтересованность медицинских организация в качественном лечении пациентов с применением ресурсосберегающих технологий.
Успешной была деятельность при реализации проводимых государством социально-ориентированных проектов, таких как приоритетный национальный проект «Здоровье», программа модернизации здравоохранения.
В рамках создания пациентоориентированной модели страхования с июля 2016 года ТФОМС Югры успешно участвует в общенациональном проекте по созданию института страховых представителей. Создан единый, совместный с Департаментом здравоохранения ХМАО-Югры и страховыми медицинскими организациями контакт-центр по вопросам обязательного медицинского страхования. В рамках развития института страховых представителей осуществляется информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи, формируется приверженность к профилактике и лечению, ответственное отношение к собственному здоровью у пациентов.
В этот день ТФОМС Югры поздравляет всех участников системы ОМС, ветеранов Фонда, а также весь коллектив с этой знаменательной датой и искренне желает с уверенностью смотреть в будущее для сохранения жизни и здоровья наших граждан, крепкого здоровья, стабильности и праздничного настроения.
С ув. Директор ТФОМС Югры
А.П. Фучежи
7 июня 2018 г. 9:09